Претензионная работа в связи с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности

Готовим и направляем нарушителям претензии о нарушении исключительного права, ведем претензионную работу в интересах правообладателей.

Направление претензии – часто используемый инструмент воздействия на нарушителей исключительных прав. Под претензией понимается любое уведомление о нарушении прав, независимо от использованного названия: уведомление, требование, предостережение, заявление о нарушении прав и т.д. Адресатом претензии (требования) может быть не только сам нарушитель, но и другие лица.

Претензионный порядок является обязательным только по рассматриваемым арбитражным судом требованиям о взыскании компенсации или убытков вследствие нарушения исключительного права. В остальных случаях можно обращаться напрямую в суд. Однако у претензии есть свои преимущества, которые правообладатели часто используют.

Рассмотрим цели, с которыми направляется претензия:

  • инициирование переговоров о досудебном урегулировании;
  • фиксация момента извещения стороны о нарушении права (для определения начала периода сознательного нарушения);
  • прекращение нарушения, в том числе когда требование о компенсации не заявляется;
  • для предостережения (уведомления) потенциальных нарушителей;
  • для извещения информационного посредника при нарушении прав в сети Интернет.

Инициирование переговоров о досудебном урегулировании

Процесс досудебного урегулирования начинается с получения потенциальным ответчиком претензии правообладателя. Подробнее об этом в разделе "Досудебное урегулирование".

Фиксация момента извещения нарушителя права

При назначении компенсации за нарушение исключительных прав учитывается степень вины нарушителя. Если нарушитель был уведомлен о допущенном нарушении, но не прекратил противоправную деятельность, то вина тяжелее и сумма компенсации выше.

Направление претензии и надлежащая фиксация данного факта являются важными при повторяющемся или длящемся нарушении.

Прекращение нарушения

Целью направления претензии может быть не начало переговорного процесса или судебного разбирательства, а простое прекращение нарушения. К этому часто прибегают обладатели прав на товарные знаки. Их задача – прекратить нарушение, уменьшить недобросовестную конкуренцию, а не ввязываться в длительное разбирательство.

В тех же целях претензия направляется на имя администратора сайта. Как правило, при получении надлежащим образом оформленной претензии по домашнему адресу администратор сайта удаляет незаконно используемые объекты интеллектуальной собственности. Как получить данные администратора сайта – на странице "Получение данных администратора домена".

Предостережение (уведомление) потенциальных нарушителей

Другая разновидность претензии – претензия-уведомление, направляемая в целях предупреждения или предостережения о недопустимости нарушения прав. Например, известно, что скоро в розничные сети поступит контрафактный товар. В таком случае можно направить соответствующее уведомление в торговые сети, в которых товар предположительно будет продаваться. Направление такого уведомления не позволит розничным продавцам ссылаться на незнание факта нарушения прав. Игнорирование ими предупреждения увеличит сумму взыскиваемой компенсации за каждый случай нарушения.

Извещение информационного посредника

Претензия (заявление) в связи с нарушением исключительных прав может быть направлена не только непосредственному нарушителю, но и информационному посреднику: хостинг-провайдеру, поисковой системе, интернет-сервису.

В соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ информационный посредник не несет ответственности в случае, если он не знал и не должен был знать о нарушении прав. Извещение информационного посредника позволяет проинформировать его и потребовать принять меры к прекращению нарушения.

* * *

Законодательство об интеллектуальной собственности сильно отличается от общегражданского законодательства, поэтому претензионная работа при нарушениях исключительных прав может вызвать затруднения. Мы можем в этом помочь.

Кроме того, следуя мировой практике, мы можем направлять претензии от вашего имени в рамках услуги мониторинга нарушений.